Ольга всю жизнь была хоумстейджером-любителем, пока не узнала, что может превратить хобби в профессию. Как устроена работа хоумстейджера в России, почему запахи и декор важны при продаже или аренде квартиры и почему хоумстейджинг — это не игра в уют, а проявление уважения к арендатору, Ольга рассказала нашему журналу.
«По образованию я врач, но сразу после завершения учёбы ушла в долгий декрет — у меня четверо детей. Последние девять лет я так или иначе занималась чем-то, связанным с ремонтом и интерьером. То переделывала мебель, то собирала новую из подручных материалов. Поэтому, когда настало время выходить из декрета, я поняла, что в медицину не вернусь: тянуло меня совсем к другому. Я решила сделать наведение уюта своей профессией и стала хоумстейджером.
Что такое хоумстейджинг
Хоумстейджинг — это быстрое оформление квартиры для последующей сдачи или продажи. Задача хоумстейджера — убрать то, что может раздражать, и добавить то, что будет притягивать внимание. Красиво застелить кровать, расставить посуду, зажечь свечи, оставить на столе раскрытую книгу. Показать людям, что вот здесь, например, они могут почитать и расслабиться и вот так могут жить в этой квартире.
Продавать или сдавать пустую квартиру очень тяжёло. Она будет казаться меньше, чем есть на самом деле. Человек не поймёт, что там можно будет поставить, как расположить, как всё это будет выглядеть. В обустроенной квартире всё это видно сразу, а потому и жилец в неё находится гораздо быстрее.
Как и зачем я ввязалась в хоумстейджинг
Сама я хоумстейджингом начинала заниматься на любительском уровне. Когда только вышла замуж, постоянно представляла, как буду принимать гостей. В голове крутилась мысль открыть то ли свой мини-отель, то ли гостевой дом. Я буквально представляла, как заправляю кровать идеально наглаженным постельным бельём, расставляю вазочки, и это мне безумно нравилось даже на уровне фантазий. Поэтому и начала я с того, что оформила квартиру, которую мы готовили к продаже. Постепенно закупала мебель, трепетно подбирала цветовую гамму, которая бы объединила все элементы текстиля и мебели, сама собрала кухню. Это был настоящий вызов себе! Ради кухни я ездила на встречу с производителем красок Дарьей Геллер в Челябинск, советовалась, как и чем лучше было бы покрыть детали. В квартире она стала вишенкой на торте.
Потенциальных покупателей, которые приходили на просмотр жилья, мы называли гостями. Перед приходом каждого из них я мыла полы, чтобы они вкусно пахли. Пекла пирог с корицей и гвоздикой, заваривала кофе. Мне было важно, чтобы в квартире был запах тепла и уюта. Я хотела, чтобы гость мог представить, как протекала бы его жизнь в этом доме.
В какой-то момент мой муж сказал: «Я тут новое слово узнал: хоумстейджинг». Я тогда, конечно, не знала, что это. На мой удивленный взгляд он ответил: «Это примерно то, чем ты сейчас занимаешься, только за деньги».
К жильцам — с уважением
Мне всегда казалось странным, что в квартирах, которые сдают на короткий срок (например, туристам), зачастую неприятно находиться: мол, стены есть, кровать есть — и хватит, а в каком состоянии всё это пребывает — вообще не важно. Я хотела сделать иначе — подойти с уважением к тем, кто разместится в жилье, к которому я приложу руку. Конечно, прекрасно понимала, что людей, которым это важно, будет много, и именно для них хотела создавать комфорт и уют.
Специально я не изучала ничего, связанного с дизайном и ремонтом. В детстве часто бывала в деревне, где на моих глазах строился огромный дом, поэтому знала и понимала многие особенности стройки. Мой отец — архитектор, и у большинства знакомых из моего окружения работа связана со стройкой. Так что, видимо, какие-то знания я набрала за всю жизнь, а практику — во время декрета.
А вот именно хоумстейджингу я уже училась. Окончила курсы президента Ассоциации хоумстейджинга России Натальи Коротковой. Когда выбирала курсы, подумала, что лучше варианта, чем этот, не найти. Уже позже я лично познакомилась с новыми коллегами на профессиональном слёте, а потом стала профессиональным стейджером, устроившись в агентство Front Stage.
В начале моей работы я познакомилась с молодой семьёй из Перми, которая из-за жизненных обстоятельств должна была жить в бараке. Его площадь была достаточно большой, но были проблемы с коммуникациями. Вода была подведена только в одну точку, совсем не было кухни. Я подумала, что помощь этим людям была бы хорошей проверкой моих навыков и стимулом продолжать то, чем я планирую заниматься.
Так выглядела исходная квартира...
Я собрала команду неравнодушных ребят и за четыре дня мы сделали практически новое жильё. Выделили хорошую детскую, сделали там кухню, организовали рабочие места, системы хранения. Справились подручным средствами — все покупки уложились в 20 тысяч рублей. Люди привозили и приносили то, что им не жалко, а я создала из этого проект. Когда я поняла, что всё действительно получилось и увидела счастливые лица этих ребят, убедилась, что это моё, я могу и хочу это делать. Это, конечно, был не в полном смысле хоумстейджерский проект, но своего рода посвящение в профессию.
... а так стала выглядеть после всех доработок!
Рецепт универсального интерьера
Когда собственник готовит квартиру к аренде или продаже, часто он не замечает те детали, которые мешают успешной сдаче или продаже. Мелкие недоделки, устаревший ремонт, слишком активные принты или цвета в интерьере — всё это отпугивает многих потенциальных покупателей или арендаторов. Такие мелочи сложно заметить, если ты не обладаешь знаниями и опытом хоумстейджинга. Но именно эти мелочи влияют на наш выбор жилья подсознательно, психологически.
Хоумстейджинг — это инструмент повышения доходности недвижимости. Это значит, что за минимальные деньги и в короткие сроки стейджер преображает квартиру так, чтобы она привлекла как можно больше покупателей или арендаторов. Задача хоумстейджера — показать объект недвижимости с лучшей стороны. Мы не маскируем недостатки, а подчёркиваем достоинства объекта и убираем детали, которые отпугивают людей. Сейчас появляется всё больше тех, кто ценит комфорт, уют, удобство недвижимости, но при этом на квартир, которые бы отвечали этим запросам, крайне мало. Такая квартира становится настоящей находкой.
Хоумстейджинг для аренды или продажи
Зачем это собственнику? Подготовленная недвижимость позволяет быстрее сдать или продать её. Схема простая: сначала надо вложить средства в стейджинг, а затем поднять стоимость аренды или цену квартиры. Как правило, такая недвижимость привлекает людей, ценящих эстетику, а это значит, что их отношение к недвижимости будет более бережным, что особенно актуально для аренды.
Многие ошибочно путают хоумстейджинг с предпродажной подготовкой квартиры или с дизайном. Дизайн — это создание интерьера квартиры, в которой будет комфортно жить конкретному человеку. Может быть, никто больше такое не любит, а ему будет комфортно. Предпродажная подготовка, в свою очередь, это простые действия по уборке квартиры, которую производит сам собственник.
Хоумстейджинг же — это своего рода «масс-маркет» в мире недвижимости. Его задача — создать универсальный интерьер, который понравится большинству покупателей и арендаторов недвижимости. Мы не стремимся сделать так, чтобы объект нравился собственнику. Наша задача — сделать его привлекательным для потенциальных арендаторов, точнее, большинства из них.
Это можно сравнить с походом к врачу: мы приходим лечиться тогда, когда у нас что-то болит. Врач проводит осмотр, ставит диагноз и прописывает лечение. Он точно знает, что нам поможет. Стейджер тоже определяет эти «больные места» в квартире, знает, какие методы лечения оправданы, и лечит «больного» с уважением и заботой.
Цены на стейджинг зависят от состояния квартиры, объёма работ, цели и региона, в котором выполняется заказ, и тут даже примерно сложно сказать какую-то вилку, потому что всё определяется по исходным вводным квартиры. Хоумстейджинг — это маркетинговый инструмент. Мы не просто раскладываем подушки и расставляем декор. Наша работа похожа на математические вычисления: оценивая недвижимость, её состояние, локацию и целевую аудиторию, мы понимаем, какие изменения необходимы. Даже цветовые решения не случайны.
Сейчас у меня два типа занятости. Частично я работаю в агентстве, которое занимается хоумстейджингом, а часть проектов веду самостоятельно. Вся моя работа в агентстве проходит дистанционно. Я получаю фотографии квартиры, информацию о её размерах, черчу план и принимаю решение, какую мебель оставить, а какую убрать. Как правило, в квартирах, которые готовят под сдачу, уже есть какая-то мебель, возможно, устаревшая. Моя задача — актуализировать её. Например, заменить обшивку дивана или ножки, чтобы, если вещь добротная, её можно было, чуть обновив, использовать дальше.
В итоге заказчик получает документ, где всё нарисовано, подробно прописано и есть ссылки на предметы мебели с указанием, где их можно купить. Дальше заказчики сами ходят по магазинам, собирают товары по списку, закупают их и расставляют в квартире по плану. Если это проект «под ключ», то мои коллеги реализуют его в тех городах, из которых поступил заказ. Закупают мебель, привозят её, расставляют, фотографируют и помогают составить объявление об аренде или продаже, если нужно.
Было...
Стало!
Когда я работаю над проектом сама, логика примерно такая же. Ко мне обращается заказчик, мы обсуждаем его цели и желания, анализируем предложения конкурентов: какие дома находится рядом, что и по какой цене сдают в аренду или продают, чтобы не завысить ценник неоправданно.
Затем мы обсуждаем, какую задачу надо решить: продать или сдать просто и быстро? Или, например, продать/сдать по более высокой цене со стейджингом? Что хотелось бы видеть в квартире? Я приезжаю, делаю замеры, черчу планы, смотрю, где будут нужны ремонтные работы (как правило, для небольших работ заказчики сами нанимают строительную бригаду, я просто указываю, где что нужно «починить»). После того, как всё приведено в порядок и покупки сделаны, я приезжаю на объект, расставляю мебель и элементы декора, фотографирую, формирую объявление и выкладываю его на сайты.
Есть ещё отдельная услуга «фотостейджинг»: это когда я приезжаю на объект и фотографирую то, что есть — возможно, убирая или заменяя предметы, но не внося никаких существенных изменений. Или просто даю консультации — выезжаю на объект и рассказываю, «что полечить». Цена за эти услуги фиксированная, 5000 рублей, потому что тут «фронт работ» всегда примерно понятен сразу и не так сильно зависит от исходных данных квартиры.
Основные мои проекты находятся в моём родном городе, Екатеринбурге. Со временем я поняла, что мне комфортнее работать, если потом я могу прикоснуться к результату. Подвинуть, поставить всё, как мне надо, снять под нужным ракурсом — вот тогда получаю максимальное удовлетворение. В дистанционной работе тоже есть своё удовольствие: здорово, когда, сидя в одном городе, ты что-то придумал, а в другом это создали.
Картонная мебель в аренду
Западная практика хоумстейджинга выглядит иначе, чем у нас. Случается, что специально для этой отрасли изготавливают картонную мебель, чтобы человек примерно представлял, как может выглядеть интерьер. Это действительно инсценировка, бутафория и не более того. У нас такого нет, потому что индустрия очень молодая и мало кто из стейджеров использует собственные склады, где можно было бы хранить такие конструкции. Как правило, мебель, купленная заказчиком для стейджинга, остаётся в квартире на постоянной основе. Но есть и варианты: например, у некоторых агентств есть склады, и они предоставляют такую услугу: если заказчик не хочет оставлять мебель жильцам, можно взять её в аренду, пока объявление активно. В таком случае мебель находится в квартире во время показа, а потом покупатель привозит всё своё, и в объявлении, конечно, всё это честно указывается.
Во многих европейских странах квартиры сдают совершенно не меблированными. У нас так не принято, потому что обустройство квартиры — это дорого. Особенно, когда речь идёт, например, о кухонном гарнитуре. Проще снять квартиру с наполнением.
Но рынок хоумстейджинга в России постепенно набирает обороты. Мы уже привлекли к себе внимание не только инвесторов, но и риэлторов. Сейчас всё больше людей узнают о нашей деятельности, приглашают нас на объекты и становятся свидетелями магии хоумстейджинга. Я очень рада, что стою у истоков формирования рынка стейджинга в России.
Было...
Стало!
В профессию меня привёл именно ручной труд, поэтому я продолжаю брать объекты в своём родном Екатеринбурге и области, где могу физически поучаствовать в процессе преображения квартиры. Я получаю невероятное удовольствие, когда вижу результат своей работы. Но самое важное — это эмоции тех людей, которые приходят на просмотры готовой квартиры и высказывают свой восторг. Осознавать, что ты позаботился о людях в той форме, в которой им это было нужно, — бесценно.
О буднях хоумстейджера Ольга рассказывает в своем телеграм-канале «Уютно по-домашнему» и на странице ВК.
Фотографии из личного архива героя статьи