По дороге
Иногда риелтор или хозяин квартиры могут встретить вас где-то недалеко от дома, чтобы провести небольшую экскурсию: рассказать об инфраструктуре, наглядно показать достоинства района.
Если этого не произошло, осмотритесь сами — насколько чистым и уютным кажется вам это место, много ли мусора (и какой он: пустые бутылки и банки из-под алкоголя — плохой признак), есть ли магазины, удобно ли добираться до квартиры, хорошо ли освещены улицы, много ли людей. Засеките время от метро или остановки общественного транспорта, а если вы на машине, посмотрите, насколько плотное тут движение, есть ли место для парковки.
Иногда люди выбирают не очень удобный для них район, чтобы немного сэкономить на аренде: «Всего на 15 минут дольше до работы добираться, зато дешевле на тысячу». Только за месяц таких «минут» набежит на 10 часов. Стоит ли это время совсем небольшой экономии — решать вам.
Обратите внимание на двор и подъезд. Где находятся мусорные баки? Чисто ли вокруг них? Есть ли парковка и детская площадка? Не валяются ли во дворе пустые банки и шприцы?
Ухоженный подъезд даже со старым ремонтом — признак того, что с соседями вам, скорее всего, повезёт. А вот если в подъезде накурено, на площадках стоят пустые пивные банки, а двери квартир ваших потенциальных соседей, кажется, выламывали пару раз — это повод серьёзно насторожиться.
В квартире
Сразу подумайте, что для вас в квартире критично, а что — нет. Работаете дома? Понадобится хорошее рабочее место, не стоит тешить себя надеждой, что «на кухне будет удобно». У вас много вещей? В квартире должно быть место, где вы будете их хранить. Обращайте внимание на эти детали.
Оцените квартиру: соответствует ли она тому, что вы видели на фотографиях. Если реальность значительно отличается, это повод задуматься — вас начали обманывать ещё до того, как вы пришли в квартиру.
Не торопитесь и осматривайте всё тщательно: попросите показать состояние труб и розеток, разложите диван, откройте шкафы. Иногда риелтор или хозяин приглашает сразу несколько потенциальных жильцов одновременно, чтобы устроить в конце просмотра аукцион или как минимум создать впечатление острой конкуренции за жильё. Это не очень красивый приём.
Также должно настораживать, если вас настойчиво уговаривают согласиться на этот вариант, навязчиво рекламируя иногда очень мнимые достоинства. Хорошая квартира (особенно в эконом-сегменте) сдаётся за несколько дней, если не часов. С чего бы хозяину или риелтору так цепляться за вас? Возможно, квартира имеет какие-то неочевидные недостатки — шумных соседей или протекающий во время дождя потолок.
Ещё один тревожный звонок, если риелтор или собственник очень настойчиво предлагает какое-то определённое время для просмотра — с 18:45 до 19:00, например. Возможно, именно в этот промежуток времени у соседских строителей перекур, а уже в 19:05 они снова возьмутся за дрель.
Идеально, когда время просмотра согласовывают с вами, в этот момент в квартире нет других потенциальных жильцов, хозяин или риелтор вежлив и может всё рассказать и показать, не пытаясь навязать вам этот вариант. Собственник, который уверен в том, что он сдаёт хорошую квартиру по разумной цене, тоже будет иметь свои требования к жильцам и может отказать, если человек ему не понравился или показался подозрительным.
Будьте вежливым, дружелюбным, но не старайтесь произвести впечатление эфемерного существа, которое ходит, не касаясь пола. Вы снимаете квартиру, чтобы в ней жить. Вы будете готовить, пользоваться ванной и туалетом, спать, приглашать гостей, слушать музыку — всё это нормально. Адекватный собственник это прекрасно понимает.
Расскажите немного о себе, произвести положительное впечатление на владельца квартиры тоже важно. Он переживает за свою квартиру и заинтересован найти хорошего квартиранта ничуть не меньше, чем вы — хорошего хозяина квартиры. Если вы быстро найдёте общий язык — прекрасно.
Что проверить
Состояние ремонта и мебели видно сразу, а вот некоторым деталям нужно уделить внимание:
Состояние сантехники. Краны нормально открываются и закрываются, не подтекают, напор воды нормальный, унитаз не шатается, смыв работает, соединения труб сухие, шланги стиральной машины присоединены прочно, ничего нигде не подтекает, в углах ванной и кухни нет пятен сырости. Уточните, где перекрывается вода, и попробуйте повернуть вентиль.
Розетки. Они должны крепко стоять на своих местах, на них не должно быть подпалин. Возьмите с собой какой-нибудь недорогой электроприбор и попробуйте его включить в разные розетки.
Плита. Если плита газовая, проверьте работу всех конфорок, посмотрите, где перекрывается газ, и попробуйте сделать это. Если электрическая, проверьте её работу вместе с остальной техникой.
Техника. Убедитесь, что всё работает. Попросите на минутку включить холодильник (обычно его отключают от электропитания, пока в квартире никто не живёт), убедитесь, что он работает, лампочка горит. Попробуйте разогреть стакан воды в микроволновке, включите и выключите кондиционер и так далее.
Окна и двери. Проверьте, что всё легко открывается и закрывается, ничего не заедает.
Спросите, купит ли собственник что-то для замены, можно ли самостоятельно что-то менять или ремонтировать в квартире, какие расходы по ремонту лягут на вас, а какие собственник возьмёт на себя.
Что нужно спросить
Очень часто собственники доверяют показы риелтору, а сами приходят только на подписание договора найма. Риелторам это может быть даже и на руку — хозяин не скажет лишнего (например, что Колька из соседней квартиры вот-вот выйдет из тюрьмы, где он сидел 15 лет за убийство, а «вообще соседи у нас нормальные»). Но так вам будет сложнее определить, у кого же именно вы будете снимать квартиру — у сварливого пенсионера или молодого занятого предпринимателя.
Спросите, кто хозяин и давно ли он сдаёт квартиру. «Опытные» собственники, как правило, не так сильно вовлечены эмоционально в процесс аренды. Скорее всего, они уже философски относятся к тому, что на диван могут пролить вино, а зеркало — разбить, и не тратят недели на декорирование съёмной квартиры. Новички же, наоборот, могут переживать за каждую мелочь и излишне эмоционально реагировать на пожелания поменять югославскую стенку на что-то более современное или снять ковёр со стены.
Уточните, кто были предыдущие жильцы и почему они уехали. Если говорите с собственником, по ответу можно понять, как он вообще относится к жильцам. Если он начинает ругать предыдущих квартиросъёмщиков, не стесняясь в выражениях, — это не лучший признак. Особенно, если квартиру снимали уже несколько человек, и никем из них собственник не был доволен, да и съезжали они подозрительно быстро. Хорошо: если жильцы жили долго, и хозяин не позволяет себе резких высказываний, даже если даёт понять, что был не вполне доволен кем-то. На это могут быть вполне объективные причины. Например, кто-то устраивал вечеринки допоздна, и на него жаловались соседи, а милая семья завела кошку, хотя это было прямо запрещено в договоре, и с арендаторами пришлось расстаться.
Узнайте, кто живёт по соседству, к кому можно обратиться за помощью в случае необходимости.
Спросите, не планируют ли квартиру продавать и может ли квартира потребоваться собственнику «срочно». Конечно, на этот вопрос вам могут с легкостью и соврать, но спросить стоит — небольшое замешательство при ответе укажет, что такой шанс есть.
Аренда — это бизнес. Убедитесь, что собственник понимает это
В России до сих пор многие хозяева недвижимости не понимают, что на арендованную квартиру они имеют совсем другие права. И уж совсем никаких прав они не имеют на личную жизнь, пространство и время жильцов. И все взаимоотношения между ними регулируются юридическим документом — договором найма. Это не просто «формальность», как думают некоторые, подписывая его. При нарушении условий договора каждая из сторон имеет право обратиться в суд, потребовать восстановления в правах и компенсацию.
Такого происходить не должно:
Собственник приходит, когда вздумается. В договоре найма пропишите, что встречаться вы будете раз в месяц по предварительной договорённости с вами. Если спонтанные визиты и проверки всё равно будут, укажите на этот пункт договора и скажите, что при повторном нарушении съедете.
Хозяин устраивает склад своих вещей без согласования с жильцами. Если на осмотре вы видите в шкафах чужие вещи, балкон завален хламом, который «нельзя выкидывать», дальше, скорее всего, будет только хуже. К вам переедет зимний гардероб владельца квартиры или массивный стол на полкомнаты, который «летом заберут на дачу». Вы снимаете квартиру, а не чужой склад.
Собственник играет в «Ревизорро». Каждый визит проверяет пыль за батареей и пеняет за грязную чашку в раковине. По договору, вы должны поддерживать порядок в квартире. Конечно, у всех разное представление о порядке, и об этом лучше договориться с хозяином «на берегу». Если вы сломали стул, в ванной — чёрные разводы и течёт кран, хозяин, конечно, вправе указать вам на такие недостатки, попросить их устранить или удержать за ремонт какую-то сумму из страхового депозита. Но мало кому понравятся мелочные придирки и постоянные причитания, какие же неряхи живут в квартире.
Вас учат жизни. Хозяину съёмной квартиры до всего есть дело и не терпится прокомментировать вашу личную жизнь, внешность, работу, привычки. Если это происходит уже на просмотре, то лучше или твердо пресечь подобное любопытство и посмотреть на реакцию человека, либо просто уйти. При первой встрече (или даже по телефону) вас могут спросить, откуда вы, сколько вам лет, где и кем вы работаете, почему ищете квартиру, на какой срок. Это нормальные вопросы. Собственнику или риелтору тоже хочется понять, с кем он имеет дело, и сможет ли жилец своевременно оплачивать квартиру. А вот вопросы «Вы официально расписаны?», «Вы — православные?», «А почему у вас нет детей?», «Молодой человек, вы подстричься не думали?» — это явное нарушение личных границ.
Пересмотр платы за квартиру. Обычно в договоре найма прописывается, что арендная плата может пересматриваться не чаще, чем раз в год. Если через полгода проживания собственник начинает требовать больше денег, потому что доллар вырос, он потерял работу, а собаке нужна операция, — это его проблемы. Вы вправе отказаться платить больше, сославшись на договор. Если вам угрожают выселением, скажите, что обратитесь в суд. Если вы фиксировали расчёты с хозяином квартиры в платёжной ведомости, собственник почти наверняка его проиграет. До суда можно и не доводить, скорее всего, хозяин квартиры пойдёт на попятный.
Заключение
Помните: не только вы выбираете квартиру, но и её хозяин выбирает себе жильца. Вполне нормально, что кто-то не понравился вам, а кому-то — вы. У всех разные ожидания. Если квартира вам нравится, но общий язык с собственником вы найти не можете, стоит подумать, снимать ли эту квартиру. Только кажется, что «раз в месяц потерпеть можно», но на самом деле придирками вас могут изводить и без посещений — например, звонками или сообщениями в мессенджерах. Лучше снимать квартиру у человека, с которым вы нашли общий язык, так будет проще договариваться и решать конфликтные ситуации.